с 10:00 до 19:00 без обеда, без выходных

Астрономический календарь. Октябрь 2023

Звездопады октября 2023 года:

Два метеорных потока достигнут максимума своего действия в начале и конце октября.
8-9 октября – Дракониды, ожидается до 15 метеоров в час, а 21-22 октября – Ориониды, ожидается до 20 метеоров в час. При наличии безоблачной погоды условия наблюдения метеоров Драконид и Орионид благоприятны.

Затмения октября 2023 года:

Затмения Солнца и Луны происходят раз в полгода, период между ними – две недели. Во время этих небесных спектаклей Солнце, Земля и Луна выстраиваются в одну линию. Если посередине оказывается Луна, то люди наблюдают солнечное затмение, а если Земля – то лунное.

Кольцеобразное затмение Солнца
14 октября 2023 года с 23:05 и до 04:55 по иркутскому времени произойдет кольцеобразное затмение Солнца. Максимальная фаза составит 0,95 в 02:00 ирк. Затмение в разных фазах будет наблюдаться на территории Северной и Южной Америки, а также в акваториях Тихого и Атлантического океанов. В России не видно.

Частное затмение Луны
29 октября 2023 года с 03:36 и до 04:53 по иркутскому времени произойдет частное затмение Луны. Наибольшая теневая фаза составит всего 0,12 в 04:13 ирк. В этот момент 6% площади лунного диска будет находиться в тени Земли. Луна пройдет через северную часть тени Земли, но весьма далеко от центра ее тени. Лунное затмение будет видно везде, где в это время будет ночь. Регионы, где можно увидеть некоторые фазы затмения: Европа, Азия, Австралия, Африка, Северная Америка, Север / Восток Южной Америки, Тихий, Атлантический, Индийский океан, Арктика, Антарктида. Это лунное затмение весьма благоприятно для наблюдений с территории нашей страны. Жители России и СНГ (за исключением самых восточных районов) увидят все фазы затмения.

ИЗБРАННЫЕ ДАТЫ И СОБЫТИЯ ОКТЯБРЯ 2023 В АСТРОНОМИИ И КОСМОНАВТИКЕ:

1 сентября – 85 лет назад (01.09.1938) американский астроном С. Б. Никольсон (1891-1963) сообщил об открытии им 10-го и 11-го спутников Юпитера. Первый из них ныне назван Лиситеей, а второй – Карме.
6 октября – 100 лет (05-06.10.1923) назад Эдвин Хаббл определил расстояние до Туманности Андромеды. В ночь с 5 на 6 октября 1923 года астроном Эдвин Хаббл (1889-1953) сделал фотоснимок спиральной туманности М31 с помощью крупнейшего в то время телескопа-рефлектора с объективом диаметром 2,5 метра обсерватории Маунт-Вилсон, на котором он затем обнаружил первую цефеиду и, определив по ней (и другим цефеидам открытым позже) расстояние до этого туманного объекта, окончательно доказал, что спиральные туманности являются звездными системами, находящимися на гигантских расстояниях от нашей Галактики.
8 октября – 150 лет (08.10.1873) со дня рождения датского астронома Эйнара Герцшпрунгасоздателя знаменитой Диаграммы Герцшпрунга – Рассела. Основные научные работы относятся к астрофизике и звездной астрономии. В 1905-1907 открыл существование звезд-гигантов и звезд-карликов, показав, что звезды с одинаковой температурой могут иметь существенно разные светимости. Впервые построил диаграмму зависимости видимой звездной величины от показателя цвета для звезд в скоплениях Плеяды и Гиады; впоследствии, когда Генри Норрис Рассел построил аналогичную диаграмму для всех звезд с известными тогда расстояниями, она была названа диаграммой Герцшпрунга – Рассела. Эта диаграмма стала краеугольным камнем исследований эволюции звезд. Герцшпрунг определил собственные движения многих звезд в области скопления Плеяды с целью выделения членов скопления. Впервые отметил различия в звездном населении скоплений Плеяды, Гиады и Ясли, которые впоследствии были объяснены различием в возрастах этих скоплений. Выполнил огромное количество измерений двойных и переменных звезд по их фотографиям. Прокалибровал полученное Х. С. Ливитт соотношение между блеском и периодом для переменных звезд в Малом Магеллановом Облаке, показав, что эти переменные являются цефеидами; определил с помощью этого соотношения расстояние до Малого Магелланова Облака. Установил зависимость между периодом цефеид и формой их кривых блеска. В 1911 показал, что Полярная звезда является цефеидой. Эйнар Герцшпрунг – член Нидерландской королевской АН и ряда других академий и научных обществ, награжден золотой медалью Лондонского королевского астрономического общества (1929), медалью им. К. Брюса Тихоокеанского астрономического общества (1937) и медалью им. О. К. Рёмера г. Копенгагена.
8-9 октября – максимум активности метеорного потока Дракониды.
9 -10 октября – 90 лет назад, в ночь с 9 на 10 октября 1933 г. наблюдался самый грандиозный в XX веке «звёздный дождь», в ходе которого можно было насчитать свыше 400 метеоров в минуту. Этот «звёздный дождь» связан с метеорным потоком Дракониды. Родоначальником потока является открытая в 1900 году комета Джакобини – Циннера.
10 и 14 октября – 40 лет назад, 10 и 14 октября 1983 года, советские автоматические межпланетные станции «Венера-15» и «Венера-16» соответственно были выведены на орбиты искусственных спутников Венеры. В последующие дни впервые были получены радиолокационные изображения северной приполярной области Венеры, на которых различались детали рельефа размером в несколько километров.
11 октября – 40 лет назад (11.10.1983) открыт астероид Фаэтон. Американо-англо-голландская орбитальная астрономическая обсерватория ИРАС (IRAS), запущенная 26 января 1983 г. для обзора неба в инфракрасном диапазоне спектра, обнаружила небесное тело диаметром около 5 км, которое в перигелии подходит к Солнцу в два с лишним раза ближе Меркурия. Это небесное тело было отнесено к классу астероидов, однако его орбита практически совпадает с орбитой метеорного потока Геминиды, поэтому открытое небесное тело, скорее всего, является ядром кометы, породившей Геминиды. Новый астероид, зарегистрированный под № 3200, получил название Фаэтон в честь персонажа греческой мифологии, сына Гелиоса и нимфы Климены, который взялся управлять колесницей отца и погиб, испепеленный огненным жаром. Фаэтон стал первым астероидом, открытым по фотографиям, полученным космическим аппаратом.
15 октября – 20 лет назад (15.10.2003) выведен в космос первый китайский пилотируемый корабль «Шень Чжоу-5». Первый космонавт КНР (тайконавт) Ян Ливэй.
21 октября – 100 лет назад, 21 октября 1923 года немецкая компания «Карл Цейс Йена» (Carl Zeiss Jena), специализирующаяся в области оптики, представила свой первый аппарат планетарий Zeiss Mark I для проецирования изображений звёздного неба, Солнца, Луны и планет на экран, имеющий форму полусферы. В этот день состоялся первый показ планетария Zeiss Mark I на крыше завода Zeiss. Аппарат Zeiss Mark I демонстрировал около пяти тысяч звезд, видимых на широте Йены, где и располагался завод Zeiss. Это была первая в мире публичная демонстрация искусственного звездного неба и рождение современного планетария. После нескольких недель пробных показов на куполе, построенном на крыше одного из цехов фирмы Карла Цейса в Йене, проектор «Цейс I» вернулся на доработку. С декабря 1923 года аппарат работал уже в Немецком музее достижений естественных наук и техники в Мюнхене, а в 1925 году был открыт и Планетарий: специальное здание с куполом было пристроено к музею. Аппарат назвали «Планетарий». Он был разработан выдающимся немецким инженером Вальтером Бауэрсфельдом, который уже с 1912 года разрабатывал проекционную систему звездного неба. Чуть позже он построил и Zeiss Mark II, который показывал уже шесть тысяч звезд, охватывая всю небесную сферу. С тех пор планетарии начали свое триумфальное шествие по миру. Первый планетарий в нашей стране появился в Москве (тот самый Zeiss Mark II), первый показ состоялся 5 ноября 1929 года, эта дата считается днем рождения Московского планетария.
21-22 октября – максимум активности метеорного потока Ориониды. Пик активности поток достигнет примерно в 08:00 по иркутскому времени 22 октября 2023 года. Ожидается 15 метеоров в час в зените.
31 октября – Всемирный День темной материи. 31 октября в мире празднуется День темной материи или, как его еще называют ученые, «научный Хэллоуин». День темной материи отмечается с 2017 года. Придумавшие его ученые-астрофизики решили, что Хэллоуин самое подходящее время, чтобы устроить праздник в честь этой таинственной и неуловимой субстанции. В научном сообществе ее еще в шутку иногда зовут «призраком Вселенной». Темная материя – величайшая загадка Вселенной. Темной ее называют потому, что она не излучает и не поглощает свет и не взаимодействует электромагнитно, но при этом оказывает гравитационное воздействие на движение звезд и галактик. Ученые всего мира уже многие годы занимаются исследованиями темной материи. Еще пока никто не может однозначно сказать, из чего она состоит и какие у нее свойства. Единственное, в чем уверены ученые, что темной материи во Вселенной в 5-10 раз больше, чем видимой и то, что ее главным компонентом точно не являются все уже известные науке частицы. Понимание природы темной материи поможет нам лучше понять вселенную, в которой мы живем. Организатор всемирного Дня темной материи - The Interactions Collaboration , объединение научных коммуникаторов физики элементарных частиц. Цель Дня — осветить эту космическую тайну и поделиться захватывающим научным приключением со всеми, это международное мероприятие, посвященное Дню темной материи, призвано пролить свет на эту тайну посредством разных мероприятий.

АСТРОНОМИЧЕСКИЙ НЕБЕСНЫЙ КАЛЕНДАРЬ НА ОКТЯБРЬ 2023

В обзоре приводится иркутское время. Тирк = UT + 8ч. (где UT – Всемирное время).
У Луны указана фаза Ф (0,0+-): Ф = 0,00(новолуние), Ф = 0,50+(первая четверть), 1,00(полнолуние), Ф = 0,50-(последняя четверть); у светил – их звездная величина (+-0,0m)

2 октября – Луна (Ф= 0,90-) проходит в 3,1° севернее Юпитера (-2,8m) 10:00
2 октября – Луна (Ф= 0,86-) проходит в 2,7° севернее Урана (+5,7m) 23:00
2 октября – начало активности метеорного потока Ориониды
3 октября – Марс проходит в 2,4° севернее звезды Спика (+0,98m)
3 октября– Луна (Ф= 0,82-) проходит в 1,1° севернее звездного скопления Плеяды (М45)
4 октября – окончание утренней видимости Меркурия (-1,1m)
4 октября – Луна (Ф= 0,74-) проходит в 9° севернее Альдебарана (+0,9m) 07:00
6 октября – Луна в фазе последней четверти 23:49
6 октября – начало активности метеорного потока Дракониды. (Радиант виден всю ночь и не заходит)
7 октября – Луна (Ф=0,45-) проходит в 1,4° южнее Поллукса (+1,2m) 19:00
8 октября – Луна (Ф= 0,32-) проходит севернее рассеянного звездного скопления Ясли (М44)
9 октября – Венера (-4,7m) проходит в 2,3° южнее Регула (+1,4m) 13:00
9 октября – максимум действия метеорного потока Дракониды (ZHR= 20 - 100) Пик активности поток достигнет около 15:00 по иркутскому времени 9 октября 2023 года
10 октября – Луна (Ф= 0,18-) в апогее своей орбиты (видимый диаметр 29’29’’), на расстоянии 405425 км от Земли 11:43
10 октября – Луна (Ф= 0,17-) проходит 3,8°севернее Регула (+1,4m) 20:00
10 октября – Луна (Ф= 0,17-) проходит 5,9°севернее Венеры (-4,5m) 23:00
10 октября – окончание активности метеорного потока Дракониды
14 октября – начало активности метеорного потока Ориониды. Радиант виден ночью и утром
14 октября – Луна (Ф= 0,01-) проходит в 0,6° южнее Меркурия 16:00 (покрытие Меркурия Луной не видно из-за близости к Солнцу)
14 октября – Луна (Ф= 0,0) проходит в 2,2° севернее Спики (+0,98m)
15 октября – новолуние 01:55
15 октября – кольцеобразное затмение Солнца, магнитудой 0,95, при видимости в Америке, невидимое на территории России 02:00
15 октября – Луна (Ф= 0,01+) проходит в 0,9° южнее Марса (покрытие Марса Луной при видимости в Антарктиде)
17 октября – Марс в апогее
18 октября – Луна (Ф= 0,15+) проходит в 0,9° севернее Антареса (+1,1m) Покрытие Антареса Луной при видимости на Европейской части России 22:00
19 октября – Меркурий (-1,1m) проходит в 3° севернее Спики (+0,98m) 03:00
20 октября – Меркурий (-1,5m) в верхнем соединении с Солнцем 14:00
21 октября – максимум действия метеорного потока Ориониды (ZHR= 15). Пик активности поток достигнет примерно в 08:00 по иркутскому времени 22 октября 2023 года. Ожидается 15-20 метеоров в час в зените.
22 октября – Луна (Ф= 0,48+) проходит в 2,5° южнее Плутона (+14,6m) 10:00
22 октября – Луна в фазе первой четверти 11:30
24 октября – Венера (-4,5m) в максимальной западной (утренней) элонгации 46 градусов 07:00
24 октября – Луна (Ф= 0,74+) проходит в 2,5° южнее Сатурна (+0,7m) 18:00
26 октября – Луна (Ф= 0,89+) проходит в 1,3° южнее Нептуна (+7,8m) 10:00 Покрытие Нептуна Луной при видимости в Антарктиде
26 октября – Луна (Ф= 0,90+) в перигее своей орбиты (видимый диаметр 32’45’’), на расстоянии 364872 км от Земли 10:54
26 октября – окончание активности метеорного потока Ориониды
29 октября – полнолуние 04:24
29 октября – частное затмение Луны, магнитудой 0,122, видимое на территории России 04:13
29 октября – Луна (Ф= 0,99-) проходит в 2,9° севернее Юпитера (-2,9m) 15:00
29 октября – Меркурий (-1,1m) проходит в 0,33° южнее Марса (+1,5m) 21:23
30 октября – Луна (Ф= 0,98-) проходит в 2,6° севернее Урана (+5,6m) 09:00
30 октября– Луна (Ф= 0,98-) проходит в 1,1° севернее звездного скопления Плеяды (М45)
31 октября –Луна (Ф=0,97-) проходит в 9° севернее Альдебарана (+0,9m) 17:00

ЗВЕЗДНОЕ НЕБО СЕНТЯБРЯ

Летний Треугольник склоняется к западу, но еще расположен сравнительно высоко над горизонтом и хорошо заметен. Правее Лиры заходит Геркулес, а над ним — Голова ДраконаБольшая Медведица поднимается над северной стороной горизонтa к востоку, а Малая Медведица располагается над ней.

На востоке высоко поднялось созвездие Близнецы, а под ним, вблизи горизонта, появилось созвездие Малый Пес с яркой желтоватой звездой Процион.

К югу от Кассиопеи, высоко над горизонтом, — созвездие Андромеда, под которым у южной стороны горизонта расположились созвездия Рыбы и Кит. Правее (западнее) Андромеды находится Пегас.

На юго-востоке, низко над горизонтом, виден Орион, над ним – Телец, еще выше – Персей. Слева от Персея – созвездие Возничий с яркой звездой Капеллой.

Два звездопада украсят октябрьское небо 9 и 22 октября

ЗВЕЗДОПАДЫ ОКТЯБРЯ: ДРАКОНИДЫ И ОРИОНИДЫ

ДРАКОНИДЫ 9 ОКТЯБРЯ

В ночь с 8 на 9 октября максимума своей активности достигнет метеорный поток Дракониды (ZHR= 15-20). Пик активности ожидается примерно в 15:00 по иркутскому времени 9 октября 2023 года.

Дракониды – это периодический поток, действующий ежегодно с 6 по 10 октября, давший за последнее столетие два коротких впечатляющих звездных дождя в 1933 и 1946 гг., случаются иногда всплески от 20 до 500 метеоров в час. В 1998 году кратковременная вспышка активности достигала 700(!) метеоров в час и наблюдалась на Дальнем Востоке и в Сибири.

Родоначальница потока - комета 21P/Джакобини-Циннера, когда она близка к перигелию, случаются такие яркие вспышки активности и метеорные дожди.

Название Дракониды происходит от созвездия Дракон, в котором находится радиант этого потока. Радиант – точка на небе, откуда, как кажется наблюдателю, вылетают метеоры.

В октябре после захода Солнца радиант Драконид находится рядом с известным астеризмом Голова Дракона высоко над северо-западным горизонтом всю ночь, а к восходу склоняется к северному горизонту.

Условия наблюдения Драконид в 2023 году.

Луна прошла фазу последней четверти и стремится к новолунию (14.10.2023). В ночь максимума она восходит после 23 часов и к рассвету поднимается высоко над горизонтом. Ожидается, что в 2023 году Дракониды достигнут пика активности 9 октября 2023 года около 15:00 часов по иркутскому времени, поэтому наибольшие проявления звездопада рекомендуется наблюдать ближе к рассвету 9 октября. Лучшее время увидеть Дракониды в ночь максимума, при безоблачной погоде, это вечер и ночь 8-9 октября. По прогнозам Международной метеорной организации ожидается от 5 до 15 метеоров в час (бывают всплески до 100-400 метеоров в час). Наблюдать метеоры Драконид лучше всего в предутренние часы над северо-западным горизонтом в районе с ясным тёмным небом. Метеорный поток будет лучше всего виден в Северном полушарии.

ОРИОНИДЫ 21 ОКТЯБРЯ

В ночь с 21 на 22 октября максимума активности достигнет метеорный поток Ориониды (ZHR= 15-20). Пик активности ожидается примерно в 08:00 по иркутскому времени 22 октября 2023 года.

Ориониды – периодический метеорный поток средней силы, в пик активности дающий до 20 метеоров в час, он рожден шлейфом частиц оставленных знаменитой кометой Галлея. Ориониды действуют ежегодно со 2 октября до 7 ноября.

Свое название Ориониды метеорный поток получил от созвездия Орион, в котором находится его радиант – точка, из которой, как кажется земному наблюдателю, вылетают метеоры.

Наблюдения Орионид возможны при ясной погоде с местной полуночи и до рассвета над юго-восточным горизонтом.

Условия наблюдения Орионид в 2023 году – благоприятные. В 2023 году максимум активности Орионид приходится в ночь с 20 на 21 октября. Луна в ночь максимума Орионид находится в фазе первой четверти (22.10.2023), она зайдет за горизонт после 21:00 ирк и ее свет не помешает наблюдениям метеоров. Метеорный поток будет хорошо виден в обоих полушариях.

СОЛНЦЕ

Солнце движется по созвездию Дева до конца месяца. Долгота дня за месяц уменьшается с 11 часов 40 минут до 9 часов 42 минут. Эти данные справедливы для широты Иркутска, где полуденная высота Солнца уменьшится за месяц от 34 до 23 градусов.

Октябрь один из благоприятных месяцев для наблюдений дневного светила. Относительно теплая погода октября создает комфортные условия для проведения наблюдения Солнца. Наблюдать его поверхность можно в любой телескоп, защищенный солнечным фильтром у объектива. Особенно интересно наблюдать Солнце на восходе или заходе.

Нужно помнить, что визуальное изучение Солнца в телескоп или другие оптические приборы нужно проводить обязательно (!!!) с применением апертурного солнечного фильтра.

При создании статьи использовались материалы с сайта Московского Планетария